Балаковский судоремонтный завод — предприятие, имеющее богатую историю.
Свое основное существование Балаковский судоремзавод начал с 1918 года, то есть после издания Декрета о национализации Волжского флота, а также после объединения нескольких промышленных предприятий в одно. В состав завода вошли мастерские Лобанова М.П. и Мамина Я.В. на бывшей второй Базарной площади и бухта Балаковского затона.
К 1918 году в Поволжье было мало постоянных хорошо оборудованных ремонтными мастерскими для флота, обычно ремонт судов производился по многочисленным затонам, где заставал суда ледостав и где наскоро устраивались временные мастерские. Поэтому решение Правительства о создании затона с оснащенной ремонтной базой в г. Балакове было закономерным. Как говорилось ранее, заводы Мамина Я.В. Лобанова М.П. объединяются с бухтой и теперь носят название Балаковского затона.
В 1919 году в бухте ставятся первые деревянные сооружения - пожарное депо и «караванка», обслуживающая зимний отстой судов.
В связи с тяжелым положением в стране навигация на Волге налаживается только к 1920-му году, а в 1919 году начинается восстановление речного флота, в том числе и постепенный перевод его на топку нефтью, что увеличивает скорость обращения судов почти на целую треть.
Специальных судоподъемных устройств затон не имеет. Вытаскивание судов производятся вручную по временным склизам, на площадку, на которой можно обсушить в период весеннего паводка до двух судов длиной до 100 метров.
На акватории затона одновременно могли размещаться до 35 единиц судов по 3 судна в линии на период зимнего отстоя. Если в 1918-1924 годах в Балаковском затоне ремонтировалось до двух десятков судов, то начиная с 1925 года ремонт производится уже на 30-50 судах. Кроме ремонта теплоходов завод выполняет переоборудование нескольких грузопассажирских теплоходов в пассажирские, занимается строительством баркасов для реки Колымы.
В сентябре 1941 года Балаковскому заводу присваивается номер эвакуированного в Балаково Ленинградского судоремонтного завода и он становится заводом номер 661. Завод перешел на производство военной продукции. Позднее, в 1942 году вместе с эвакуированным Ленинградским заводом прибыло три недостроенных больших судна-тральщика с бригадами военных моряков военно-морского флота. Специалисты из Ленинграда вместе с заводчанами начали строительство военных кораблей типа морского охотника, которые дооборудовались и с командами моряков уходили на фронт. Всего было выпущено около 10 кораблей.
Под номером 661 Балаковскийсудоремзавод просуществовал с сентября 1941 года по июль 1944 года, а затем снова перешел в ведение Волжского объединенного Пароходства как судоремонтный завод.
С 1948 года на Сормовском заводе началось серийное производство грузовых теплоходов типа «Большая Волга» грузоподъемностью 2000тонн. На Балаковский завод прибыли первые суда этого типа - «Аджария», «Ленинград», «Запорожье». Всего с 1948 года на завод поступило 40 судов такого типа.
В течение 50-х и да середины 60-х годов завод выполняет заказы на судостроение, которые, составляют, около 20% в 50-х годах и 6% в 60-х от всей производственной программы завода. Далее заказы на судостроение прерываются до 70-го года. В указанный период в заказы на судостроение входило изготовление барж под сыпучие материалы грузоподъемностью 150 - 600 тонн, переоборудование двух лихтеров, достройка и оборудование причальных дебаркадеров, изготовление понтонов под плавучие краны.
Кроме того, заводом выпускалось большое количества деталей к судовым дизелям: втулки, валы, муфты, поршни, запчасти к насосам.
В связи с началом строительства Саратовской ГЭС в 1957 году, Балаковский затон попадает под строительство плотины, поэтому место для отстоя судов переводится в соседний Канинский затон. Этот затон также является одним из рукавов Волги после его расчистки и углубления в нем с 1958 сода, устанавливаются суда для ремонта и зимнего отстоя. В том же году в затоне устанавливается двухэтажная плавмастерская и баржа с оборудованием и столовой для рабочих.
В 1967 году в связи с предстоящим затоплением закрывается Алексеевская ремонтно-эксплуатационная база по обслуживанию флота и часть судов от нее передаются на Балаковский судоремзавод.
Таким образом, в истории завода происходят, коренные изменения связанные со строительством Саратовской ГЭС.
История строительства нового судоремзавода началась в июле 1962 года Приказом по областному отделу по делам строительства и архитектуры, за №89 от 24.07.62 г. было произведено согласование проектного задания на строительство новых корпусов.
В 1966 году согласно Постановлению Совета Министров начато строительство новых корпусов без перерыва работ в основных цехах завода.
В 1970 году завершилось строительство Саратовского гидроузла с двухниточным судоходным шлюзом и ГЭС мощностью 1380 кВт. Плотина гидроузла обеспечила подпор в 15,5 метров и образовала водохранилище до Куйбышевской ГЭС с глубиной судового хода более 4 м.
После затопления Балаковского и Канинского затонов Балаковский судоремзавод теперь имеет новую бухту, строящийся слип и новые корпуса цехов. Расширение завода происходит под руководством Царева Николая Ивановича, который стал директором завода в 1967 году.
Строительство завода осуществляла самая крупная строительная организация города «Саратовгэсстрой». Одно из его подразделений «Химстрой»- выполнял общестроительные работы, «Гидромонтаж» - забивку 1300 свай под слип и новые корпуса завода, монтаж каркаса и перекрытий блока цехов. «Спецпромстрой» вел работы по устройству кровли.
К концу 70-х годов завод получил заказ на строительство буксира ледокольного типа по проекту Р-103А. Буксир предназначался для работы с сухогрузными баржами и плотами в шлюзах и на переформировочных рейдах. Ледовое подкрепление корпуса позволяло преодолевать сплошной лед толщиной 0,17 метра при скорости судна 3 км/час. Строительство буксиров заняло особое место в трудовой жизни коллектива Балаковского судоремзавода. Судостроение требовало высокую квалификацию рабочих и технического персонала, оригинальные технологические решения. Под судостроение был выделен пролет корпусного цеха, подготовлены 4 сборочных кондуктора для изготовления секций корпуса, расширены ворота цеха. В начале 80-х годов был построен и спущен на воду первый буксир, за которым последовало строительство еще 17 буксиров Р-103А.
В мае 1993 года Постановлением №5413 от 17.05.1993 года Комитет по имуществу Саратовской области зарегистрировал Устав Акционерного общества открытого типа «Балаковский судоремонтный завод». Это означало, что в результате изменения политического и экономического курса страны Балаковский завод становится предприятием нового типа. И если раньше он подчинялся Министерству Речного Флота и Волжскому речному пароходству, которые обеспечивали финансовую и экономическую деятельность, набор работ, кооперирование с другими предприятиями, то теперь завод получает полную экономическую самостоятельность. Акционерное общество становится правоприемником Балаковского судоремзавода, то есть всех его основных фондов, людских и материальных ресурсов.
В 1994 завод разделился на судоремонтное предприятие и базу технического обслуживания флота.
К началу 90-х годов Правительством было взято направление на акционирование предприятий. Согласно проводимой государством экономической политике и Указу Президента Российской Федерации по преобразованию государственных предприятий от 1.07.1992 г №721 Учредителем Акционерного Общества «Балаковский судоремзавод» стал Комитет по управлению имуществом Саратовской области. В 1992 году был создан Устав АО открытого типа «Балаковский СРЗ», объявлен уставной капитал, на сумму которого были выпущены привелигированные и обыкновенные акции, владельцами которых стали в первую очередь 405 работников завода.
С сентября 2010 г. предприятие меняет название и форму собственности и становится Обществом с ограниченной ответственностью «Балаковский судостроительно-судоремонтный завод» и входит в группу компаний «Вега», в составе которой также ЗАО «Волжский судостроительно-судоремонтный завод» и ЗАО «Ахтубинский судостроительно-судоремонтный завод», специализирующиеся на судостроении, судоремонте, реновации, конверсии и переоборудовании судов.